ДЕСТРУКТИВНЫЕ ФОРМ ПОВЕДЕНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

22.03.2023

ПОЯВЛЕНИЕ ДЕСТРУКТИВНЫХ ФОРМ ПОВЕДЕНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

Деструктивное поведение — форма активности личности, связанная с разрушением субъектом структур, как «составляющих» его (организм), так и заключающих его в «себе» (общество). В зависимости от определенных ситуационных, социокультурных и индивидуально- психологических факторов деструкция может быть направлена человеком на самого себя или вовне, выступать в виде импульсивного, неосознанного, рефлекторного или сознательного, расчетливого поступка.

Профилактика деструктивного поведения основана на социализации несовершеннолетних, формировании у них нравственных качеств субъектов социальных отношений. Институтом социализации детей является семья и образовательная среда, где закладываются идеалы и базисы, из которых формируется дальнейшее мировоззрение, морально-этические ориентиры и общая направленность поведения.

Проявления у несовершеннолетнего деструктивного поведения могут стать источником повышенной опасности как для него самого, так и для его близких, окружающих и общества в целом. Игнорирование или несвоевременное выявление взрослыми признаков деструктивного поведения у подростка нередко приводит к причинению им физического вреда самому себе, окружающим, суицидальным поступкам, появлению зависимостей (токсикомания, алкоголизм и др.).

ТИПЫ ДЕСТРУКТИВНОЙ МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ

-антисоциальный (против социума; противоправное поведение, нe соотвeтствующee этикe и нормам морали соврeмeнного общeства);

-аддиктивный (стремление к уходу от реальности с помощью одурманивающих вeщeств);

-суицидный (самодеструкция; склонность к суицидальным действиям, обусловленная изоляцией от общества, бeспомощностью (физичeской, правовой, интeллектуальной), нeвeриeм в будущee, потeрeй собствeнной нeзависимости;

-фанатический (результат фанатического влечения к чему-либо);

-аутический (затруднение социальных отношений, межличностных контактов, оторванность от реальной действительности);

-нарциссический (самовлюбленность, повышенная чувствительность к оценкам других людей, на этой основе отсутствие сочувствия к ним, ко всему окружающему);

-конформистский (приспособленчество, приверженность к позиции сильнейшего).

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ:

-повышенная возбудимость, тревожность, перерастающая в грубость, откровенную агрессию;

-зацикленность на негативных эмоциях, склонность к депрессии;

проявление навязчивых движений;

-неспособность сопереживать, сочувствовать другим людям;

-утрата прежнего эмоционального контакта с одногруппниками;

-стремление показать свое «бесстрашие» окружающим;

-стремление быть в центре внимания любой ценой;

нелюдимость, отчужденность, отсутствие друзей, низкие коммуникативные навыки;

-избегание зрительного контакта (уводит взгляд, предпочитает смотреть вниз, себе под ноги).

ИЗМЕНЕНИЯ В ПОВЕДЕНИИ (ВНЕШНИЕ ПРИЗНАКИ):

-конфликтное поведение (частые конфликты с преподавателями и сверстниками, участие в травле (буллинге);

-ведение тетради или записной книжки, в которую записывает имена других людей, агрессивные высказывания в их отношении, либо делает негативные рисунки (подросток угрожает окружающим тем, что запишет чье-то имя в свою тетрадь или записную книжку);

-проявление интереса к неприятным зрелищам, сценам насилия;

-участие в поджогах, «играх» с легковоспламеняющимися и взрывоопасными веществами;

-трансляция деструктивного контента в социальных сетях (выкладывание личных фото, пересылка понравившихся фото, «лайки»);

-навязчивое рисование (рисует жуткие и пугающие картины, либо просто заштриховывает бумагу);

-участие в образовании неформальных асоциальных групп сверстников (педагогически запущенные дети, безнадзорные подростки, склонные к противоправному поведению);

-жестокое обращение с животными, со сверстниками (частое участие в драках), другими людьми;

-резкие и внезапные изменения в поведении (отказ от обучения, участия в мероприятиях, секциях, пропуски занятий по неуважительным причинам, потеря интереса к любимому учебному предмету);

-пассивный протест (уходы из дома, бродяжничество, отказ от приемов пищи, отказ от речевого общения);

-подражание асоциальным формам поведения окружающих, которые имеют авторитет для ребенка (слепое копирование негативных форм поведения, речи, манеры одеваться и др.);

п-оявление у несовершеннолетнего (приобретение) предметов и веществ, которые могут быть использованы для закладок наркотиков (перочинные складные ножи, используемые для создания отверстий в стенах домов, полостей в грунте под закладки (обычно на лезвии остаются следы земли, известки, бетона или краски); пластиковые пакеты малого размера; аэрозольные баллоны с краской, трафареты (для рекламы интернет- магазинов наркотиков);

-использование в речи новых, нехарактерных для конкретного несовершеннолетнего выражений, слов, терминов, криминального сленга; манера говорить производит впечатление «заезженной пластинки» из-за повторяющихся, как будто заученных текстов.

ИЗМЕНЕНИЯ ВО ВНЕШНЕМ ВИДЕ:Хочу такой сайт

-использование деструктивной символики во внешнем виде (одежда с агрессивными надписями и изображениями, смена обуви на «грубую», военизированную);

-наличие (появление) синяков, ран, царапин на теле или голове;

-нежелание следить за своим внешним видом;

-появление следов краски на одежде, руках (в случае нанесения на поверхности рекламы интернет-магазинов наркотиков часто используются аэрозольные баллоны);

-появление у несовершеннолетнего дорогостоящей обуви, одежды, других вещей, собственных денежных средств, источник получения которых он не может объяснить (данный факт может свидетельствовать о получении дохода от наркоторговли);

-единовременное наличие нескольких признаков из списка может свидетельствовать о риске участия подростка в деструктивных течениях;

-при проявлениях деструктивного поведения ребенку требуется психологическая помощь; 

-современное прогрессивное развитие общества помимо позитивных тенденций несет в себе также негативные факторы, которые не лучшим образом воздействуют на подростков: стремительный темп жизни, вседозволенность, легкодоступность информации, запрещенных веществ, новые формы насилия. Разрушительное поведение подростков может быть напрямую связано с получением негативной информации из СМИ, Интернета, компьютерных игр;

е отрицая положительного влияния IT-технологий на развитие подростков, цифровой мир несет с собой ряд онлайн-рисков.

НЕОБХОДИМЫЕ ДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА ПРИ ОБНАРУЖЕНИИ ПРИЗНАКОВ ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ:

-проинформировать заместителя директора по ВР;

-проинформировать классного руководителя;

-привлечь к работе с несовершеннолетним педагога-психолога для проведения диагностических и, при необходимости, коррекционных мероприятий;

-привлечь родителей (законных представителей) несовершеннолетнего и определить единую воспитательную стратегию;

-сообщить о признаках противоправных деяний несовершеннолетнего администрации образовательной организации для принятия решения об информировании сотрудника подразделения по делам несовершеннолетних органа внутренних дел.

ЭТАПЫ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ ОБУЧАЮЩИМСЯ ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ ПРИЗНАКОВ ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ:

1. Обсуждение с педагогом-психологом проведение диагностики подростка для определения его психофизического, педагогического, социального, психологического статуса; выявления значимых для личностного роста показателей: мотивации достижений, социального интереса, творческого потенциала, сложных состояний (тревожности, агрессии) с целью составления «Карты личности подростка» и получения рекомендаций по коррекции поведения подростка.

2. Проектирование действий педагогов и подростка: налаживание доверительных отношений; организация совместного с подростком поиска причин возникновения проблемы, возможных последствий ее сохранения (или преодоления); взгляд на ситуацию со стороны; разделение функций и ответственности по решению проблемы; совместное определение наиболее оптимальных вариантов разрешения проблемы (конфликта, противоречия).

3. Деятельностный этап: для обеспечения успеха педагогам и педагогу- психологу важно поддержать подростка психологически; обеспечивать безопасность, защищать его интересы и права перед сверстниками, родителями, преподавателями. Разрешение проблемы выбора требует привлечения специалистов (психолога и социального педагога). Социальный педагог может выполнять функцию развенчания негативных установок, а педагог-психолог — взять на себя роль «эмоциональной отдушины», человека, безусловно принимающего подростка. Включение подростка в общественно-полезную коллективную деятельность, позволяющую реализовать потребность в самоутверждении; развитие «полезных» интересов подростка.

4. Анализ результатов деятельности: совместные с подростком обсуждения успехов и неудач предыдущей деятельности, констатация факта разрешимости или неразрешимости проблемы, совместное осмысление нового опыта, определение перспектив, формирование жизненных устремлений подростка, связанных с будущей профессией.

ДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА ПРИ СОПРОВОЖДЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО:

-выстроить конструктивное взаимодействие с подростком и его родителями (законными представителями), иными значимыми для подростка лицами, мнение которых для него важно;

-выявить проблемы, особенности развития и потенциала несовершеннолетнего;

-обеспечить постоянную поддержку подростку в направлении позитивных изменений;

-организовать специализированную комплексную помощь в процессе индивидуального сопровождения;

-оказать индивидуальную помощь в развитии социальной компетентности через вовлечение подростка в различные мероприятия (учебные, воспитательные, трудовые, общественно-полезные, спортивные и др.);

-обеспечить поддержку подростка социальной группой несовершеннолетних (одногруппники), имеющей позитивные социальные цели (применяется только при исключении возможности вовлечения других подростков в деструктивную деятельность); 

-организовать взаимодействие специалистов с семьей несовершеннолетнего по его сопровождению; а также при необходимости работу по коррекции детско-родительских отношений.


Главная цель — переключить внимание и активизировать положительные качества и внутренний потенциал подростка, мотивировать его на социально-позитивное и законопослушное поведение.

Ведущим видом деятельности подросткового возраста является интимно-личностное общение с ровесниками, в котором происходит практическое освоение моральных норм и ценностей, формируется самосознание. Участвуя в неформальных молодежных группах деструктивной направленности, подросток стремится к удовлетворению потребностей в общении и признании. Важной составляющей воспитательной деятельности педагога является мотивирование обучающихся к участию в молодежных объединениях.

Важно, чтобы воспитательная работа с несовершеннолетними обучающимися была направлена не только на устранение последствий деструктивных действий, но и на предотвращение возникновения деструктивного поведения несовершеннолетних - формирования благоприятного психологического климата в обучающемся коллективе: безопасности, взаимопомощи, принятия иной точки зрения и т.д.

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 22.03.2023

Дата обновления: 22.03.2023

Дата публикации: 22.03.2023

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».