ДЕСТРУКТИВНЫЕ ФОРМ ПОВЕДЕНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
22.03.2023
ПОЯВЛЕНИЕ ДЕСТРУКТИВНЫХ ФОРМ ПОВЕДЕНИЯ В
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
Деструктивное поведение — форма
активности личности, связанная с разрушением субъектом структур, как
«составляющих» его (организм), так и заключающих его в «себе» (общество). В
зависимости от определенных ситуационных, социокультурных и индивидуально-
психологических факторов деструкция может быть направлена человеком на самого
себя или вовне, выступать в виде импульсивного, неосознанного, рефлекторного
или сознательного, расчетливого поступка.
Профилактика деструктивного поведения
основана на социализации несовершеннолетних, формировании у них нравственных
качеств субъектов социальных отношений. Институтом социализации детей является
семья и образовательная среда, где закладываются идеалы и базисы, из которых
формируется дальнейшее мировоззрение, морально-этические ориентиры и общая
направленность поведения.
Проявления у несовершеннолетнего
деструктивного поведения могут стать источником повышенной опасности как для
него самого, так и для его близких, окружающих и общества в целом.
Игнорирование или несвоевременное выявление взрослыми признаков деструктивного
поведения у подростка нередко приводит к причинению им физического вреда самому
себе, окружающим, суицидальным поступкам, появлению зависимостей (токсикомания,
алкоголизм и др.).
ТИПЫ ДЕСТРУКТИВНОЙ МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ
-антисоциальный (против социума; противоправное поведение, нe соотвeтствующee этикe и нормам морали соврeмeнного общeства);
-аддиктивный (стремление к уходу от реальности с помощью одурманивающих вeщeств);
-суицидный (самодеструкция; склонность к суицидальным действиям, обусловленная изоляцией от общества, бeспомощностью (физичeской, правовой, интeллектуальной), нeвeриeм в будущee, потeрeй собствeнной нeзависимости;
-фанатический (результат фанатического влечения к чему-либо);
-аутический (затруднение социальных отношений, межличностных контактов, оторванность от реальной действительности);
-нарциссический (самовлюбленность, повышенная чувствительность к оценкам других людей, на этой основе отсутствие сочувствия к ним, ко всему окружающему);
-конформистский (приспособленчество, приверженность к позиции сильнейшего).
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ:
-повышенная возбудимость, тревожность, перерастающая в грубость, откровенную агрессию;
-зацикленность на негативных эмоциях, склонность к депрессии;
проявление навязчивых движений;
-неспособность сопереживать, сочувствовать другим людям;
-утрата прежнего эмоционального контакта с одногруппниками;
-стремление показать свое «бесстрашие» окружающим;
-стремление быть в центре внимания любой ценой;
нелюдимость, отчужденность, отсутствие друзей, низкие коммуникативные навыки;
-избегание зрительного контакта (уводит взгляд, предпочитает смотреть вниз, себе под ноги).
ИЗМЕНЕНИЯ В ПОВЕДЕНИИ (ВНЕШНИЕ ПРИЗНАКИ):
-конфликтное
поведение (частые конфликты с преподавателями и сверстниками, участие в травле
(буллинге);
-ведение
тетради или записной книжки, в которую записывает имена других людей,
агрессивные высказывания в их отношении, либо делает негативные рисунки
(подросток угрожает окружающим тем, что запишет чье-то имя в свою тетрадь или
записную книжку);
-проявление интереса к неприятным зрелищам, сценам насилия;
-участие в поджогах, «играх» с легковоспламеняющимися и взрывоопасными веществами;
-трансляция деструктивного контента в социальных сетях (выкладывание личных фото, пересылка понравившихся фото, «лайки»);
-навязчивое рисование (рисует жуткие и пугающие картины, либо просто заштриховывает бумагу);
-участие в образовании неформальных асоциальных групп сверстников (педагогически запущенные дети, безнадзорные подростки, склонные к противоправному поведению);
-жестокое обращение с животными, со сверстниками (частое участие в драках), другими людьми;
-резкие и внезапные изменения в поведении (отказ от обучения, участия в мероприятиях, секциях, пропуски занятий по неуважительным причинам, потеря интереса к любимому учебному предмету);
-пассивный протест (уходы из дома, бродяжничество, отказ от приемов пищи, отказ от речевого общения);
-подражание асоциальным формам поведения окружающих, которые имеют авторитет для ребенка (слепое копирование негативных форм поведения, речи, манеры одеваться и др.);
п-оявление у несовершеннолетнего (приобретение) предметов и веществ, которые могут быть использованы для закладок наркотиков (перочинные складные ножи, используемые для создания отверстий в стенах домов, полостей в грунте под закладки (обычно на лезвии остаются следы земли, известки, бетона или краски); пластиковые пакеты малого размера; аэрозольные баллоны с краской, трафареты (для рекламы интернет- магазинов наркотиков);
-использование в речи новых, нехарактерных для конкретного несовершеннолетнего выражений, слов, терминов, криминального сленга; манера говорить производит впечатление «заезженной пластинки» из-за повторяющихся, как будто заученных текстов.
-использование деструктивной символики во внешнем виде (одежда с агрессивными надписями и изображениями, смена обуви на «грубую», военизированную);
-наличие (появление) синяков, ран, царапин на теле или голове;
-нежелание следить за своим внешним видом;
-появление следов краски на одежде, руках (в случае нанесения на поверхности рекламы интернет-магазинов наркотиков часто используются аэрозольные баллоны);
-появление у несовершеннолетнего дорогостоящей обуви, одежды, других вещей, собственных денежных средств, источник получения которых он не может объяснить (данный факт может свидетельствовать о получении дохода от наркоторговли);
-единовременное наличие нескольких признаков из списка может свидетельствовать о риске участия подростка в деструктивных течениях;
-при проявлениях деструктивного поведения ребенку требуется психологическая помощь;
-современное прогрессивное развитие общества помимо позитивных тенденций несет в себе также негативные факторы, которые не лучшим образом воздействуют на подростков: стремительный темп жизни, вседозволенность, легкодоступность информации, запрещенных веществ, новые формы насилия. Разрушительное поведение подростков может быть напрямую связано с получением негативной информации из СМИ, Интернета, компьютерных игр;
-не отрицая положительного влияния IT-технологий на развитие подростков, цифровой мир несет с собой ряд онлайн-рисков.
НЕОБХОДИМЫЕ ДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА ПРИ
ОБНАРУЖЕНИИ ПРИЗНАКОВ ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ:
-проинформировать
заместителя директора по ВР;
-проинформировать
классного руководителя;
-привлечь
к работе с несовершеннолетним педагога-психолога для проведения диагностических
и, при необходимости, коррекционных мероприятий;
-привлечь
родителей (законных представителей) несовершеннолетнего и определить единую
воспитательную стратегию;
-сообщить
о признаках противоправных деяний несовершеннолетнего администрации
образовательной организации для принятия решения об информировании сотрудника
подразделения по делам несовершеннолетних органа внутренних дел.
ЭТАПЫ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ
ОБУЧАЮЩИМСЯ ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ ПРИЗНАКОВ ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ:
1. Обсуждение с педагогом-психологом
проведение диагностики подростка для определения его психофизического,
педагогического, социального, психологического статуса; выявления значимых для
личностного роста показателей: мотивации достижений, социального интереса,
творческого потенциала, сложных состояний (тревожности, агрессии) с целью
составления «Карты личности подростка» и получения рекомендаций по коррекции
поведения подростка.
2. Проектирование действий педагогов и
подростка: налаживание доверительных отношений; организация совместного с
подростком поиска причин возникновения проблемы, возможных последствий ее
сохранения (или преодоления); взгляд на ситуацию со стороны; разделение функций
и ответственности по решению проблемы; совместное определение наиболее
оптимальных вариантов разрешения проблемы (конфликта, противоречия).
3. Деятельностный этап: для обеспечения
успеха педагогам и педагогу- психологу важно поддержать подростка
психологически; обеспечивать безопасность, защищать его интересы и права перед
сверстниками, родителями, преподавателями. Разрешение проблемы выбора требует
привлечения специалистов (психолога и социального педагога). Социальный педагог
может выполнять функцию развенчания негативных установок, а педагог-психолог —
взять на себя роль «эмоциональной отдушины», человека, безусловно принимающего
подростка. Включение подростка в общественно-полезную коллективную
деятельность, позволяющую реализовать потребность в самоутверждении; развитие
«полезных» интересов подростка.
4. Анализ результатов деятельности:
совместные с подростком обсуждения успехов и неудач предыдущей деятельности,
констатация факта разрешимости или неразрешимости проблемы, совместное
осмысление нового опыта, определение перспектив, формирование жизненных
устремлений подростка, связанных с будущей профессией.
ДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА ПРИ СОПРОВОЖДЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО:
-выстроить конструктивное взаимодействие с подростком и его родителями (законными представителями), иными значимыми для подростка лицами, мнение которых для него важно;
-выявить проблемы, особенности развития и потенциала несовершеннолетнего;
-обеспечить постоянную поддержку подростку в направлении позитивных изменений;
-организовать специализированную комплексную помощь в процессе индивидуального сопровождения;
-оказать индивидуальную помощь в развитии социальной компетентности через вовлечение подростка в различные мероприятия (учебные, воспитательные, трудовые, общественно-полезные, спортивные и др.);
-обеспечить поддержку подростка социальной группой несовершеннолетних (одногруппники), имеющей позитивные социальные цели (применяется только при исключении возможности вовлечения других подростков в деструктивную деятельность);
-организовать взаимодействие специалистов с семьей несовершеннолетнего по его сопровождению; а также при необходимости работу по коррекции детско-родительских отношений.
Главная цель — переключить внимание и активизировать положительные качества и внутренний потенциал подростка, мотивировать его на социально-позитивное и законопослушное поведение.
Ведущим видом деятельности подросткового возраста является интимно-личностное общение с ровесниками, в котором происходит практическое освоение моральных норм и ценностей, формируется самосознание. Участвуя в неформальных молодежных группах деструктивной направленности, подросток стремится к удовлетворению потребностей в общении и признании. Важной составляющей воспитательной деятельности педагога является мотивирование обучающихся к участию в молодежных объединениях.
Важно, чтобы воспитательная работа с несовершеннолетними обучающимися была направлена не только на устранение последствий деструктивных действий, но и на предотвращение возникновения деструктивного поведения несовершеннолетних - формирования благоприятного психологического климата в обучающемся коллективе: безопасности, взаимопомощи, принятия иной точки зрения и т.д.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 22.03.2023
Дата обновления: 22.03.2023
Дата публикации: 22.03.2023