РОДИТЕЛЬСКИЙ ЛИКБЕЗ

01.09.2022

Рекомендации родителям.

 Работа с детьми по предупреждению нарушения слоговой структуры слова.

      Нарушение речи у детей являются очень распространенными и оказывают отрицательное влияние на психическое развитие ребенка, а в дальнейшем, на эффективность его обучения.

У большинства из этих детей наряду с нарушениями фонетико-фонематической лексикой, грамматической стороны речи  в той или иной степени присутствует искажение слоговой структур слова. Своевременное  и целенаправленное устранение нарушений  речи детей способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению дошкольной и  школьной программы, социальной адаптации  детей.

В раннем возрасте нарушение слоговой структуры свойственно всем детям, но его не стоит оставлять без внимания, у детей с нормальным речевым развитием такое нарушение проходит с возрастом.

Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава. Слова могут быть деформированы за счет:

- Нарушение количества слогов (элизия- сокращение(пропуск) слогов: моток-молоток; итерации-увеличение числа слогов за счет добавления слогообразующей гласной в том месте, где имеется стечение согласных: тарава-трава).

- Нарушение последовательности слогов в слове (перестановка слогов в слове: деворе-дерево; перестановка звуков соседних слогов: гебемот-бегемот).

- Искажение структуры отдельного слога (сокращение стечения согласных: капута-капуста; вставка согласных в слог: лимонт-лимон).

- Антиципации (уподобление одного слога другому: пипитан-капитан).

-  Персеверации (инертное застревание на одном слоге в слове: пананама-панама).

- Контаминации (соединение частей двух слов: холодильница- холодильник и хлебница). 

Нарушение слоговой структуры слов сохраняется у детей с патологией речевого развития на протяжении многих лет, обнаруживается всякий раз, как только ребенок сталкивается с новой звуко-слоговой структурой слова. Все эти особенности формирования слоговой структуры слова мешают нормальному развитию устной речи (накоплению словаря, усвоению понятий) и затрудняют общение детей,  несомненно, препятствуют звуковому анализу и синтезу, следовательно, мешают обучению грамоте, а также вызывает проявление так называемых вторичных психических наслоений.

В связи с этим необходимо  с раннего возраста развивать у ребёнка  умение слушать, чувствовать и воспроизводить  ритм. Это способствует усвоению ритмической структуры слов родного языка и подготавливает к дальнейшему развитию речи. Помочь ребенку в преодолении трудностей могут следующие игры:

1.    Для развития  слуховой памяти: «Где позвонили?», «Узнай музыкальный инструмент».Хочу такой сайт

2.      Слухового внимания: «Сколько раз ударили в барабан?», «Кто позвал».

3.     Работа над ритмом и темпом  (сначала над простым, затем над сложным). Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов — барабана, бубна, металлофона.

«Веселые инструменты»: Берется музыкальный инструмент и задает  ритмический рисунок. Ребенку нужно воспроизвести услышанное с помощью хлопков или ударов ладонью по столу.

«Передай привет»:  Хлопками по плечу передают заданное количество ударов в заданном взрослым темпе.

4.  Упражнения на развитие координации рук: пальчиковые гимнастики «Делай как я»: Воспроизведение серий движений руками -ногами.

«Движения животных»: Ребенку нужно воспроизвести движения животного в заданном темпе в зависимости от его характера (мишка - вперевалку, медленно, зайчик – быстро с подскоками).

5. Графические упражнения. «Продолжи строчку» «Выложи орнамент»,» Укрась тарелочку», «Что следующее», «Собери бусы.»

6.      Артикуляционная гимнастика «Весёлый язычок»

7. Игры и упражнения, направленные на развитие пространственно-временных представлений: начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний. На примере детских сказок- «Репка», «Теремок».

8.  Игры и упражнения, направленные на развитие умения выделять звук из слова. «Паровозик»: выделять последний звук и подбирать и подбирать на него следующее слово-вагончик.

«Подбери слово»: подбираем слова на заданный звук, слог.

9.  Игры направленные на формирование чувства рифмы. «Доскажи словечко» (отрывки из детских стихов) «Подбери рифму» (ложка- кошка, танки- санки).

 

В эти игры вы можете играть с ребенком дома, в  гостях, по дороге куда-нибудь, в транспорте.

Желаем успехов!



 
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».