01.09.2022
Рекомендации родителям.
Работа с детьми по предупреждению нарушения
слоговой структуры слова.
Нарушение речи у детей являются очень распространенными
и оказывают отрицательное влияние на психическое развитие ребенка,
а в дальнейшем, на эффективность его обучения.
У большинства из этих детей наряду с нарушениями
фонетико-фонематической лексикой, грамматической стороны речи в той или иной степени присутствует искажение
слоговой структур слова. Своевременное и целенаправленное устранение
нарушений речи детей способствует развитию мыслительной
деятельности, усвоению дошкольной и школьной программы, социальной
адаптации детей.
В раннем возрасте нарушение
слоговой структуры свойственно всем детям, но его не стоит оставлять без
внимания, у детей с нормальным речевым развитием такое нарушение проходит с
возрастом.
Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава. Слова могут быть деформированы за счет:
- Нарушение количества слогов (элизия- сокращение(пропуск) слогов: моток-молоток; итерации-увеличение числа слогов за счет добавления слогообразующей гласной в том месте, где имеется стечение согласных: тарава-трава).
- Нарушение последовательности слогов в слове (перестановка слогов в слове: деворе-дерево; перестановка звуков соседних слогов: гебемот-бегемот).
- Искажение структуры отдельного слога (сокращение стечения согласных: капута-капуста; вставка согласных в слог: лимонт-лимон).
- Антиципации (уподобление одного слога другому: пипитан-капитан).
- Персеверации (инертное застревание на одном слоге в слове: пананама-панама).
- Контаминации (соединение частей двух слов: холодильница- холодильник и хлебница).
Нарушение слоговой структуры слов сохраняется у детей с патологией речевого развития на протяжении многих лет, обнаруживается всякий раз, как только ребенок сталкивается с новой звуко-слоговой структурой слова. Все эти особенности формирования слоговой структуры слова мешают нормальному развитию устной речи (накоплению словаря, усвоению понятий) и затрудняют общение детей, несомненно, препятствуют звуковому анализу и синтезу, следовательно, мешают обучению грамоте, а также вызывает проявление так называемых вторичных психических наслоений.
В связи с этим необходимо с раннего возраста развивать у ребёнка умение слушать, чувствовать и воспроизводить ритм. Это способствует усвоению ритмической структуры слов родного языка и подготавливает к дальнейшему развитию речи. Помочь ребенку в преодолении трудностей могут следующие игры:
1. Для развития слуховой
памяти: «Где
позвонили?», «Узнай музыкальный инструмент».
2. Слухового
внимания:
«Сколько раз ударили в
барабан?», «Кто позвал».
3. Работа
над ритмом и темпом (сначала над простым, затем над сложным). Детям
предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши,
отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов — барабана,
бубна, металлофона.
«Веселые
инструменты»: Берется музыкальный инструмент и задает ритмический рисунок. Ребенку нужно
воспроизвести услышанное с помощью хлопков или ударов ладонью по столу.
«Передай
привет»: Хлопками
по плечу передают заданное количество ударов в заданном взрослым темпе.
4. Упражнения
на развитие координации рук: пальчиковые гимнастики «Делай как я»: Воспроизведение серий
движений руками -ногами.
«Движения
животных»: Ребенку нужно воспроизвести движения животного в
заданном темпе в зависимости от его характера (мишка - вперевалку, медленно,
зайчик – быстро с подскоками).
5. Графические
упражнения. «Продолжи
строчку» «Выложи орнамент»,» Укрась тарелочку», «Что следующее», «Собери бусы.»
6. Артикуляционная
гимнастика «Весёлый язычок»
7. Игры и
упражнения, направленные на развитие пространственно-временных представлений: начало, середина, конец; перед, за, после; первый,
последний. На примере детских сказок- «Репка»,
«Теремок».
8. Игры и
упражнения, направленные на развитие умения выделять звук из слова. «Паровозик»:
выделять последний звук и
подбирать и подбирать на него следующее слово-вагончик.
«Подбери
слово»: подбираем
слова на заданный звук, слог.
9. Игры
направленные на формирование чувства рифмы. «Доскажи словечко» (отрывки из детских стихов) «Подбери рифму» (ложка- кошка, танки- санки).
В эти игры вы
можете играть с ребенком дома, в гостях, по дороге куда-нибудь, в транспорте.
Желаем
успехов!